Как и откуда пошла традиция устанавливать елку дома на Новый год?

Как и откуда пошла традиция устанавливать елку дома на Новый год?

  1. в России — от Петра Первого…. он видимо из Европы приволок….
  2. если не изменяет память из Германии это пошло, от Мартина Лютера что ли, это дерево считалось символом христианской веры. Как то так. Хотя может и напутала)
  3. ещ Птр 1 эту традицию вводил, не прижилась, потом в 19 веке этнические немцы ставили у себя, вот и переняли, чему я очень рада)
  4. от петра первого. они ему в голландиях так понравились что у бояр был выбор ставить их на стол и украшать или украсить их вершину собственной персоной, и потом иголки из попы выковыривать
  5. Еще в дохристианские времена древние германцы в день зимнего солнечного солнцеворота (24 декабря) наряжали деревья в лесах, задобривая лесных духов. Чаще всего наряжали ель, сосну или другое вечнозеленое дерево, как символ вечной жизни. Позже, с приходом христианства, лесных духов почитать перестали, но традиция наряжать ель или сосну на 24 декабря (а это уже был день Рождества Христова) осталась. Теперь елка стала рождественским символом. И, так как через неделю начинался Новый Год, новогодним. Языческий символ стал, таким образом, христианским. Елке придали христианский символизм. Звезда на елке- символ Вифлеемской звезды. Горящие свечи- символ Святого Духа. А сама елка, вечнозеленое дерево- символ вечной жизни в Боге.
  6. Задолго до того, как люди начали праздновать Новый год, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года, приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома, как символ победы жизни над смертью. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий. Жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки во время празднества зимнего солнцестояния.
    Ели, как священному дереву, стали поклоняться еще жители древней Германии. Они верили, что именно в ней обитают духи — хранители всего живого, что ель может справиться со злыми силами своими иголками. В Древней Греции она была деревом надежды.
    Первое письменное упоминание о Рождественской (Новогодней) елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе.

    Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски — 1 января. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.
    После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали.
    Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века.
    В 20-х годах прошлого столетия большевики запретили устраивать елки и праздновать Новый год, считая это «буржуазной прихотью» и «старорежимным обычаем». Кроме того, по их мнению, «новогодний праздник слишком близко стоит в календаре от поповского Рождества и не следует вводить народ в искушение». С этого момента новогодняя елка «ушла в подполье»: только в некоторых семьях решались устраивать ее и делали это тайно.

    В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев «реабилитировал» праздник, и в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена елка для детей и молодежи. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год

  7. Как и большинство праздников (за исключением каких-нибудь Первомаев) , встреча Нового года ритуал, имеющий древнее происхождение. Сегодня, сравнивая дошедшие до нас традиции с некоторыми обрядами древних, поражаешься неожиданным параллелям и понимаешь скрытые смыслы новогодних обычаев.

    И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла.. .

    Например, новогодняя лка, которую (живую или искусственную) практически каждая семья устанавливает у себя дома. Ель у ранних кельтов (да и не только у них) почиталась за дерево, наделнное магическим смыслом. Она вечнозелное дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от благосклонности леса людей была чрезвычайно важна.
    Дух жил, разумеется, не в каждой занюханной лке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния подобострастные древние, дабы задобрить духа, получить у него благословение на следующий год.
    Задабривать в старину умели только одним способом принесением жертв. Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали отделываться животными. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних лочных игрушек.
    Впоследствии магические ритуалы претерпели изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т. д. Украшение дерева приобретало и другое значение. Божество не просто задабривали, но и намекали ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживт после зимнего безвременья. На ветвях ели появились определнные символы. Верхушка дерева была отдана богам, заведующим судьбой человека, и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, изображениями звзд, птиц. Ближе к земле располагались более утилитарные символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай, изображения домов, которые хотели построить себе в следующем году празднующие, и т. д.
    Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено. Срезать веточки позволялось, но не более того. Варварский обычай новогодней заготовки лок сформировался значительно позже.
    Магические свойства ели или сосны подтверждает даже такой дошедший до наших времн обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершими.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *