Что за обряд такой-сэппуку? Когда возник?

Что за обряд такой-сэппуку? Когда возник?

  1. СЭППУКУ (ХАРАКИРИ) ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.

    Обряд являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

    Исторические истоки этого явления уходят в глубокую древность, к языческим культам жертвоприношения населявших Монголию, Маньчжурию, Курильские и Японские острова в начале нашего тысячелетия народов. Существовал такой культ и у айнов, с которыми жители царства Ямато очень долгое время вели войны и многие представители которых ассимилировались в течение нескольких веков с завоевателями-японцами.

    Традиция СЭППУКУ началась с эпохи ХЭЙАН (1139-1177), когда воин по имени МИНАМОТО совершил первое вспарывание живота. Это вошло в идеологию БУЩИДО: (путь воина) , по мнению японцев, в животе находиться душа и самые добрые чувства войн должен обладать мужеством для совершения этого деяния, следовательно, совершивший истинный войн.

    Причины для СЭППУКУ:
    1) ОИБАРА если в бою был сражен повелитель то истинный воин должен последовать за ним
    2) ЦУМЕБАРА для того, чтобы следовать своей воинской обязанности или принципам. Для защиты чести
    3) МУНЭНБАРА от безысходности; также СЭППУКУ совершались для того, чтобы не попасть в плен к врагу, либо СЭППУКУ в обмен на сохранения жизни семьи

    Харакири выполнялось разными способами и средствами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать ее так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности и чистоту помыслов воина. Живот разрезался сначала горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка.

    Второй способ: брюшная полость прорезалась в виде буквы х . Первым движением был прорез от левого подреберья направо — вниз. Второй разрез делался уже в условиях большой потери крови при уходящем от сильной боли сознании. Он направлялся с нижней левой части живота вверх — направо, что было легче для правой руки.

    Другие способы: вспарывание живота посредством косого разреза слева направо — вверх, иногда еще с небольшим добавочным поворотом влево-вверх, или в виде двух прорезов, образующих прямой угол. Позднее обряд был упрощен: достаточно было сделать небольшой разрез или ввести малый самурайский меч в живот, используя вес собственного тела.

    Иногда сэппуку проводилось бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина.
    Сэппуку совершалось, в положении сидя, одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела навзничь, так как упасть на спину считалось позором для самурая. Иногда обряд совершался в стоячем положении — татабара — сэппуку стоя.

    Живот вскрывался специальным кинжалом — кусунгобу, имевшим длину около 25 см и считавшимся фамильной ценностью, которая хранилась обычно в токонома на подставке для меча, или вакидзаси — малым самурайским мечом. В случае отсутствия особого орудия для совершения сэппуку, что бывало у самураев крайне редко, мог использоваться и большой меч, который брался рукой за лезвие, обмотанное материей для удобства производимой операции. Иногда оборачивалось материей или бумагой и лезвие малого меча с таким расчетом, чтобы 10-12 см режущей поверхности оставались свободными. При этом кинжал брали за середину клинка.

  2. Это торжественное вспарывание живота самураем. Меч друга -помощь другого самурая отрубанием головы сразу после того, как живот вспорот.
  3. У самураев обряд харакири появился и стал обычаем где-то в IX веке, но широкое распространение как способ смыть позор от совершения недостойного самурая поступка (например, — не пришел во время в назначенное место — независимо от причин, или обнажил меч в доме своего господина) или подозрения в чем-то недостойном, доказать преданность (после смерти своего сюзерена — дайме — «большое имя» — название крупного японского феодала) , или по приговору старшего (или семейного совета) , наконец, в качестве наказания, приобрел только в конце XII века.
    В кодексе бусидо (кодексе поведения самурая) указано, что сэппуку это ритуальное самоубийство, которое является самым достойным видом смерти, и совершенное самураем идеальным образом (т. е. по всем правилам) . А правил здесь очень много.
    Во-первых, настоящее ритуальное сэппуку могло использоваться в виде казни самурая, которое заключалось в обезглавливании по приказу, а не вспарывании живота самостоятельно.
    Во-вторых, сэппуку это ритуал, который позволяет показать чистоту своих помыслов и намерений, что оправдывает самурая перед небом и людьми. Например, самурай во время боевых действий потерял хозяина, тогда сделав себе сэппуку, он показывает, что не спас его не из-за трусости, что не предал его и уходит из жизни, следуя за своим хозяином.
    В-третьих, имело очень большое значение и способ вспарывания живота, и оружие, и положение тела. Обычно его совершали сидя, спустив верхнюю часть кимоно до колен, что предотвращало позорное падение тела назад.
    Владению оружием и благородному способу ухода из жизни самураев обучали с детства в школах.

    http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-5375/

  4. Сэппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как #20999;#33145; (сначала идт иероглиф резать а потом живот , при прочтении используются онные , японско-китайские чтения) , а харакири наоборот #33145;#20999;#12426; (первый иероглиф живот , используются кунные , чисто японские чтения) . В Японии слово харакири является разговорной формой и нест некоторый бытовой и уничижительный оттенок.
    Сущность обряда

    Кодекс самурайской чести (Буси-до) сформулирован в Начальных основах воинских искусств Дайдодзи Юдзана. В целом кодекс Буси-до сводится к пяти ключевым установкам, повторяющим и поясняющим основные догмы конфуцианской морали: верность, вежливость, мужество, правдивость и простота.

    Неразрывно связана и тесно примыкает к Бусидо как часть морали история обряда харакири, возникшая в среде сословия воинов в период становления и развития феодализма в Японии. Самураи или другие представители высших слоев японского общества совершали самоубийство (методом харакири) в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами Бусидо имя воина) , в случае смерти своего сюзерена или же (в более позднее время, в период Эдо, когда обряд сформировался окончательно) по приговору суда как наказание за совершенное преступление.

    Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость одно из наиболее чувствительных мест тела человека, средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

    Говоря о харакири как о явлении, развивавшемся и пришедшем к своему логическому завершению на японской почве, нельзя не учитывать, что и у некоторых других народов Восточной Азии и Сибири встречались ранее обрядовые действия, сходные и чем-то отдаленно напоминающие по сути японское сэппуку. Стадиально их можно отнести к более раннему времени, чем собственно харакири. Это позволяет предположить, что обряд разрезания живота в ранний период истории народов Дальнего Востока имел более широкое распространение и был заимствован древними японцами, которые имели этнокультурные контакты с представителями этих народов.

    Развитие обряда и его ритуал у японцев

    В древний период истории Японии обряд харакири не был распространен среди японского населения архипелага. Однако, имея уже определенные представления о животе как главнейшем, по их мнению, пункте человеческого тела, древние японцы, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд nepe, отмеченный в свое время М. М. Добротворским. Собственно харакири появилось относительно поздно в среде воевавших против айнов военных поселенцев северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов. http://selfire.com/2008/08/1445/#more-1445

  5. Сэппуку (яп. #20999;#33145; вспарывание живота; другое название харакири) ритуальное самоубийство путм вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.

    Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену и т. д.) . Совершая сэппуку, самураи демонстрировали сво мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих тайных помыслов перед богами и людьми.

    История возникновения

    В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства самосожжение и повешение. Как обычай, сэппуку возникает во второй половине XII века, во время войны Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото. Cэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почтным для самурая способом покончить счты с жизнью.

    Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник невольного самоубийцы, обыкновенно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по сути сводилось к ритуальному обезглавливанию.

    Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было е отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была е идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остатся только то, что сэппуку в виде казни применялось лишь к привилегированному сословию самураев и т. д. , но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

    Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя на европейский образец и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не вывелось совсем. Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке, и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

    Идеология

    В чем же состоит идеология самоубийства путм сэппуку? Hекоторые объясняют это связью с тем создавшимся на Востоке представлением о том, что сердце человека, его душа, находится в животе. Поэтому сэппуку считается вскрытием живота в целях показать чистоту, незапятнанность его содержимого сердца, души иначе, свою внутреннюю правоту; другими словами, сэппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.
    Возможно, возникновение этого обычая вызвано постоянным наличием при себе орудия самоубийства меча; вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и после такой страшной раны остаться в живых уже было невозможно.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *